Развитие лидерских качеств – над чем стоит поработать в эпоху перемен.

О развитии лидерских качеств сказано и написано тысячи статей и книг, но вот что делать лидеру в эпоху перемен и как сохранить уверенность позиции в период турбулентности – задача не из легких. Сложность в том, что лидер – ролевая модель для коллектива, личный пример которого поддерживает стабильность настроений, помогает не только переживать трудности, но и пересобирать бизнес, когда того требуют обстоятельства. Настало время для развития лидеров, а о том, как определить собственную траекторию и над чем стоит начать немедленно работать читайте в новой статье.


 

Что отличает начальника и лидера.

Лидер – это человек, который ставит цели, действует по направлению к этим целям, приводит команду к достижениям. Обратите внимание на слово команда! В корпоративном мире понятие лидер нераздельно связано с понятием команда – как правило, успех, бизнес-результаты – дело рук не одного человека, а коллектива. И, в конце концов, для кого ты лидер, если работаешь в гордом одиночестве… Поэтому эффективный лидер – это тот, кто достигает результатов и целей, ставя задачи перед командой. Важно и то, что делать это следует экологичным путем, тогда члены команды и получают удовольствие, и сохраняют интерес, и усиливают азарт победы с каждой новой ступенью. Итог работы лидера – результативность 100% запланированного и больше.

Но не каждый начальник способен стать лидером и наоборот. В голове сразу появляется картинка: начальник, как заправский кучер, вооруженный плеткой, сидит в повозке, которую везут подчиненные; лидер – движется в упряжке с коллективом.

В представлении начальника сотрудники будто живут отдельной судьбой: достигают показателей или нет, справляются или терпят неудачи. В таких отношениях присутствует некая конфронтация, где стороны пребывают на разных полюсах.

Лидер осознает себя частью команды, при этом воспринимая коллектив не множеством отдельных личностей, а единством. И, конечно, вожак этой стаи понимает свои особые функцию и роль.

Встречается и понятие неформального лидерства, когда человек номинально не наделен официальными полномочиями, но по факту к нему прислушиваются не только рядовые сотрудники, но и топ-менеджеры, собственники. Такими лидерами становятся, как правило, люди, работающие в компании длительное время: на их веку сменялись руководители, праздновались яркие достижения и победы, бизнес проходил вехи развития. Таких людей важно в компании сохранять, а руководителю – видеть неформальных лидеров, налаживать с ними контакт, в том числе и выстраивать с их помощью коммуникацию внутри команды. Помните, неформальный лидер – это ценный актив, носитель сведений об особенностях функционирования компании, миссии, ценностей общепринятых, но не прописанных правил поведения.

На пути к лидерству руководителю важно понимать собственный потенциал и развивать лидерские качества:

  • Чувствовать готовность людей идти за вами и прислушиваться к вам.
  • Способность налаживать контакты и сплачивать людей для достижения цели.

Как развивать лидерские качества

Ставьте амбициозные задачи, но при этом осознавайте, развития каких лидерских качеств требует эта цель. «Будьте в ситуации» и отслеживайте, что не получается, где возникают пробуксовки, и с учетом этого выстраивайте траекторию личного лидерского развития. Вопрос не в том, чтобы прочитать статью или книгу очередного гуру менеджмента «ТОП-Х навыков лидера», а понимать, какие качества следует прокачать с учетом конкретной ситуации и лидерского стиля.

Например, ко мне обратилась клиентка с запросом на развитие лидерских качеств. Поскольку она развивала собственный бизнес, то выделила ряд параметров идеального лидера, отметив, что восхищается теми, кто способен ярко и содержательно выступать на публике, а также убеждать словом. В ходе работы выяснили, что клиентке навык ораторского мастерства и уверенного общения требуется для ведения переговоров и встреч с партнерами, в ходе которых она иногда тушевалась и стеснялась. Когда понятна задача, для чего развивать тот или иной навык, освоение навыков происходит осознанно. И это, в принципе, определяет продуктивность обучения для взрослых – процесс идет только, когда человек понимает для чего эти знания, как их применить в личной и профессиональной жизни. Пытливый ум взрослого останется невосприимчивым, если не поймет конечной цели и, главное, выгоды. По итогу сессии у клиентки появился план: пройти курсы ораторского мастерства, а также больше практиковаться – на ближайшем нетворкинге начать общаться с незнакомыми людьми, начиная на уровне профессиональных знакомств. Даже такие маленькие, но регулярные тренировки, формируют навык коммуникации, увеличивают уверенность подачи на настоящих переговорах.

Качества, над которыми стоит поработать, в эпоху турбулентности

Последние пару лет мир стремительно меняется и это серьезно утяжеляет груз, который лидер носит на плечах. Кризисы и турбулентные времена требуют от «вожаков стай» развития ряда специфических лидерских качеств, которые помогут не только пережить трудности, но и преуспеть. Среди таких качеств:

  1. Умение опираться на себя, внутренняя устойчивость и способность оставаться в адекватном, рабочем состоянии, какие бы внешние события не происходили.
  2. Способность действовать не из позиции игнорирования собственных чувств и внешних сложностей, а, напротив, осознание происходящего и преодоление. Помощники в такой работе, в том числе по прокачке эмоционального лидерства – сессии с коучем, техники самокоучинга, саморефлексия. Отмечу, что у людей большим жизненным опытом с годами формируется некая мудрость, с которой переживать невзгоды легче.
  3. Саморегуляция и способность быстро и самостоятельно возвращаться в ресурсное состояние. Лидеры ответственны не только за себя, но и за команду, при этом неустойчивый лидер транслирует собственное состояние на окружающих. Не совершайте ошибку, лидер – пример того, как себя вести и держать удар.
  4. Гибкость, умение адаптироваться, работать на опережение и предвидеть трудные периоды. Долгосрочные цели, без ориентации на изменяющийся мир, бессмысленны. Такое слепое движение к «светлому будущему» приводит к тому, что, выполненный KPI будет не соответствовать контексту внешнего мира. Поделюсь примером из практики. Моя клиентка, предпринимательница, которая организовывала выставки репродукций по регионам России, в 2020 году с началом пандемии столкнулась с серьезной угрозой для бизнеса. Когда города закрывались, а люди переставали выходить из домов и квартир, героиня не стала ждать, когда мир станет прежним и Covid отступит, тем более тогда продолжительность lockdown не брались предсказывать даже отчаянные мечтатели. Клиентка переформатировала бизнес в онлайн и открыла направление Интернет-лекций об искусстве. Да, это потребовало трудозатрат на продвижение, привлечения спикеров – искусствоведов и культурологов, но это ярчайший пример адаптивности к рынку, причем оперативной.
  5. Сохранение фокуса на главной цели. Команда несмотря на происходящие трансформации, в том числе вызванные внешними факторами, должна сохранять фокус на главном и исключать хаотичные движения, приводящие к потере ресурсов. Чтобы не тратить человеческие, финансовые, другие материальные ресурсы команды на непонятные действия, включайте с одной стороны режим сохранения, с другой – фокусируйтесь на центральной цели. Регулярно сверяйтесь: релевантна ли цель или требует корректировки. Определение тактического и стратегического путей – задача лидера, а правильно намеченная траектория повышает шанс пережить бурю и вывести корабль на верный курс.
  6. Умение находить людей, выстраивать взаимоотношения, поддерживать эффективную коммуникацию. Лидер создает такие условия, в которых люди доверяют друг другу, берут ответственность за свои участки работы. Без внимания к команде, интересам, предрасположенностям, талантам сотрудников сложно создать гармоничные отношения в коллективе. Таланты способны принести ощутимую пользу бизнесу, знайте, раскрывайте и развивайте способности подопечных! Лидер – это режиссер, который, вдохновившись идеей, подбирает «актеров», декорации, развивает сюжетную линию. Не родился пока режиссер, который бы снял великий фильм или поставил спектакль без команды. Каждый участник, выполняя назначенную функцию, вносит новые краски и обогащает других. Такие коллективы напоминают колесо, состоящее из соединенных между собой пазлов, которое даже в движении остается целым и нерушимым. Поэтому, задача лидера увидеть, «куда встроить» человека, помочь раскрыться и создать среду для развития, а также условия, в которых было бы не только интересно работать, но и наполняться энергией. Этот подход отражается и на жизненном цикле проекта, и на конечном результате. Такой лидерский навык крайне востребован, когда перед бизнесом стоит задача привлечь профессионала экстра-класса в конкурентных сферах, и требуется разрушить сомнения кандидата о целесообразности включения в тот или иной проект.
  7. Умение брать ответственность не только за себя, собственные профессионализм и поведение, но и за команду. Лидер продолжает быть с командой даже если план не реализован, KPI не достигнут, разделяя и ошибки, и провалы. Разница в том, что эффективный лидер сделает работу над ошибками, ретроспективу факторов, которые привели к такой ситуации, учтет урок и в будущем придет к лучшему результату.

Как развивать лидерские качества членов команды

В каждом заложено природное стремление к развитию. Если это стремление не пересекается со внутренними ограничительными установками и страхами, желанием обезопаситься и сохранить себя в прежней роли и в понятных условиях, то человек естественным образом в течении жизни развивается, в том числе и в профессии. Быстрее или медленнее, в высоту или вширь – зависит от личных устремлений.

Тем не менее, сегодня не только в корпоративной среде стало популярным выращивать таланты, развитию лидерских качеств государственных и муниципальных служащих также уделяется должное внимание. Однако, не каждому требуется такая прокачка. Да, личный и командный коучинг, тренинги стремительно становятся модными и будто бы обязательными для современного бизнеса, но лидерам, топ-менеджерам, собственникам следует видеть конечную цель этих мероприятий. Развитие сотрудников – неотъемлемая задача для развивающейся компании, но, если бизнес сознательно стагнирует, то развитие персонала попросту не окупится.

Лидерская позиция – это вертикальное движение, сопровождающееся большими амбициями, желанием достигать грандиозных целей и реализовывать знаковые проекты. Когда линейный сотрудник берет больше ответственности, проявляет инициативу, выступает с предложениями – это сигнал для лидера «Присмотрись!». Такому человеку стоит доверять сложные задачи, больше делегировать. Этот подход развивает команду, а выращенные на этой благодатной почве люди, проявляясь, делают больше, становятся лидеру опорой.

Не каждому суждено быть лидером: иногда личные, профессиональные цели, в том числе в пределах конкретной компании, у человека другие. Например, возьмем отдел финансов, состоящий из высокопрофессиональных бухгалтеров, занимающих должности 5-10 лет и безукоризненно выполняющих обязанности по операционной деятельности. Вероятно, эти сотрудники органичны в том, что делают, и не нуждаются в повышении, зато склонны к развитию вглубь и укреплению навыков, например, изучению зарубежного бухучета и других смежных областей. Преимущество такого горизонтального развития для бизнеса – возможность менять роли, давать новые проекты, наконец, подкреплять интерес персонала.

Здорово, когда лидер подмечает, что требуется сотруднику, и поручает ему соответствующее потенциалу проекты. Когда коллектив с интересом выполняет работу, счастлив, решая каждодневные задачи, бизнес дышит по-новому: свежим воздухом, полными легкими! Здесь уместно выражение: на работе и дома должна быть такая атмосфера, что с утра спешишь в офис – знаешь, что там ждут интересные проекты; а вечером – домой, где ждут любимые люди, наполняющий досуг и вдохновляющие мероприятия.

Как лидеру сохранить позицию в эпоху перемен

Иногда наступают ситуации, когда время требует непопулярных решений, без которых дальнейшее будущее компании неминуемо столкнется с критическими рисками. Такие проявления, как сокращения, например, ставят лидерский контракт под угрозу и усиливают ожидания команды от лидера

Руководителю, лидеру рекомендую принять происходящее. Будьте честными, откровенными, проявите искреннее человеческое участие и сочувствие, и при этом помните, что основная задача любого бизнеса – приносить деньги, и мастерство лидера как раз заключается в умении балансировать между человечностью и следованием приоритетам компании.

Ну, а если тучи сгущаются над вами, включайте рациональное мышление. Перспектива увольнения у эффективного сотрудника отдаляется по сравнению с теми, кто не справляется с работой. Видение здесь следующее: в любые времена, что бы не происходило, если работаю на совесть, инвестирую в развитие и обучение, вероятность перестать быть нужным коллективу мала. Если же такое произойдет – знания, опыт, уверенность помогут найти работу, где я буду востребован, либо гибкость и креативность приведут к переформатированию жизни и карьерного пути, а может быть и переквалификации.

Помните, важно быть не только лидером в профессии, но и в собственной жизни.

Программа "Эффективный руководитель"

Ольга Тукунова

Ольга Тукунова

Похожие статьи

Книги-якоря для сложных времен

Британские ученые — не те, что из анекдота, а самые настоящие, провели эксперимент и выяснили, что чтение помогает снизить уровень стресса на 68%. На втором

11 популярных запросов к коучу

В предыдущих статьях мы разобрались, кто такой коуч. Теперь давайте подробнее рассмотрим, с какими запросами клиенты могут приходить на коуч-сессию. Ниже перечислены основные направления и типовые